Ваша корзина пуста
 
English  Русский 
Валюта:

тел.:+38 (067) 326-48-08

тел.:+38 (044) 592 - 22 - 10
navigatorboat@gmail.com

Как правильно обкатать лодочный мотор.

Обкатка лодочного мотора 1.

Покупая новый мотор, если Вы решили для себя, что правильно обкатаете его для того, что бы он служил вам долго и надёжно, смиритесь, что первые 100 часов его работы вам придётся запастись терпением и ограничить себя в желании ездить “как хочу”.

Первые литры бензина многие отечественные и импортные производители лодочных моторов рекомендуют выработать в начале обкатки на холостых оборотах или на малом газу, другими словами при самых низких нагрузках. Другие, в основном зарубежные фирмы, советуют после 5 – 10 минутного прогрева двигателя на холостом ходу переходить к движению на малых оборотах, причем в течение первого часа работы двухтактных моторов необходимо менять режим работы мотора каждые две минуты, прибавляя и убавляя газ. При кратковременном изменении скорости средняя частота вращения не должна превышать 2500-3000 об./ в мин. Через пол часа таких покатушек можно постепенно увеличивать нагрузку, но не доводить мотор до его полных оборотов. Производители же четырехтактных моторов рекомендуют в течение первых двух-трёх часов работы двигателя после прогрева на холостых оборотах полчаса ходить на минимальных оборотах. Затем 1 час управлять мотором на частоте вращения не выше 3000 об/мин. В следующий час можно двигаться с оборотами до 4000, далее 5 часов мотор можно обкатывать в произвольных режимах, но не давая полных оборотов более чем на три – пять минут.

Наиболее эффективным режимом обкатки признаётся переменный режим работы мотора, при обкатке в котором постепенно увеличивают нагрузку. При этом улучшается доступ масла в зоны трения, из точек наибольшего сопряжения интенсивнее вымываются продукты износа. Притирка деталей происходит более качественно и эффективно.

Полная приработка всех рабочих поверхностей заканчивается после 100-150 моточасов. Но уже через 5-7 часов вы почувствуете, что мотор стал работать стабильней, особенно на низких оборотах. Износ деталей двигателя зависит от нагрузки и частоты вращения, особенно в период обкатки, так неправильно выбранное соотношение между частотой вращения и моментом при определенной мощности, по мнению специалистов, может сократить срок службы двигателя в разы. Работа двигателя на лодке характеризуется постоянством частоты вращения и момента и малой сменяемостью переходных режимов. В отличие от своих сухопутных собратьев лодочные моторы большую часть своей жизни работают в тяжелом режиме. Установлено, что приемлемые значения моторесурса и надежности дает режим работы мотора на оптимальной мощности, которая составляет около 75% от максимальной, при этом мотор обладает максимальным коэффициентом полезного действия и даёт минимальный удельный расход топлива, который соответствует частоте вращения и мощности, составляющим 40-60% максимальных, и увеличивается как при их росте, так и при уменьшении. Расход топлива является ещё одним показателем говорящим что обкатка подходит к концу, так удельный расход топлива в процессе обкатки будет постепенно уменьшаться, и при его стабилизации можно судить об окончании активной фазы обкатки.

Источник http://ruskemping.ru/kak-pravilno-obkatat-lodochnyiy-motor.html

Обкатка лодочного мотора 2.

В своей немалой практике не встречал моторов, умерщвленных по причине "необкатанности". Стоит ли вообще серьезно подходить к этому вопросу? Ведь, нередко, у пользователя совсем нет в запасе 6-10 часов для полного цикла обкатки, как этого требуют производители подвесных лодочных моторов.

Разные производители - Yamaha, Mercury, Suzuki, Tohatsu, Honda по разному регламентируют порядок обкатки, количества масла в топливе и т.д. Некоторые производители рекомендуют лить больше масла и придерживаться щадящего режима с постепенным увеличением нагрузки. Некоторые просто настаивают на постепенном увеличении оборотов.

Попробуем разобраться зачем все это нужно. И, естественно, предполагаем, что добросовестный покупатель все же прочитает инструкцию по эксплуатации (кому досталась инструкция на английском - может просто картинки посмотреть - обычно нарисовано доходчиво или позванить нам и мы поможем в поиске руководства на русском) и поинтересуется у продавца о порядке прохождения обкатки лодочного мотора.

Для своего собственного спокойствия, что бы по ночам спать крепко и не думать о моторе, усвоим, что происходит в нем после первого запуска.

Процессу приработки подвергаются три узла. Это:

  • коленчатый вал с его подшипниками
  • пара цилиндр и поршневые кольца
  • шестерни редуктора

Коленчатый вал подвесного лодочного мотора может быть собран либо на подшипниках качения (обычно двухтактные моторы), либо на подшипниках скольжения (обычно четырехтактные моторы). Учитывая высокое качество подшипников качения - шариковых, роликовых, игольчатых - обкатывать их желания не возникает - в них нет особых усилий на трение. Исключение могли бы составить роликовые подшипники, имеющие "колотые" обоймы (обойма подшипника изготавливается в размер и раскалывается по насечкам или отверстиям - такие подшипники устанавливаются на неразборных коленчатых валах, например средний подшипник на подвесном моторе Yamaha90AETOL). Но из практики достоверно известно, что ныне выпускаемые роликовые подшипники с колотыми обоймами работают дольше шариковых за счет большего пятна контакта, передающего усилие. Качество скола обоймы при этом таково, что ступеньки не остается при сборке.

На четырехтактных моторах, как правило, используются подшипники скольжения. При этом между движущимися частями находится масло и непосредственного контакта металлических деталей не происходит. Средние и большие подвесные четырехтактные моторы имеют масляный насос, подающий масло для смазки под давлением. Малые четырехтактные моторы насоса не имеют и смазка осуществляется масляным туманом, создаваемым вращающимся коленвалом. При этом нужно иметь ввиду, что применение рекомендованного масла обязательно.

Пара трения - цилиндр и поршневые кольца. Сначала заметим, что при правильно выбранном зазоре и сохранении теплового режима (в чем приличных производителей лодочных моторов не упрекнуть) поршень не изнашивается, поэтому и не обкатывается. В процессе эксплуатации изнашивается пара цилиндр и кольца. Здесь важным моментом при обкатке является наличие просвета между кольцами и цилиндром. Теоретически, кольца могут иметь отклонение от правильной окружности, в результате может быть просвет. При этом величина просвета (неприлегания к цилиндру) колец более 30 градусов от всей окружности критична и считается браком. Сделаем чудовищное предположение, что производитель подвесных лодочных моторов, к примеру Yamahaвыпускает бракованные кольца. В таком случае, действительно, при несоблюдении режима обкатки может появиться проблема. Как это происходит. При наличии просвета во время рабочего хода поршня, после воспламенения газа, образовавшийся после сгорания топлива, создает большое давление (которое и заставляет вращаться коленчатый вал мотора) и имеет высокую температуру. Если кольца прилегают хорошо, то они:

  1. Хорошо отдают тепло цилиндру (который, в свою очередь, охлаждается водой).
  2. Не пропускают выхлопные газы, имеющие высокую температуру, соответственно, особенно и не нагреваются.

В противном случае поршневые кольца подвесного мотора сильно нагреваются, в результате чего происходит изменение структуры металла, из которого они изготовлены - происходит "отпускание". Металл становится мягче, переставая прижиматься должным образом к цилиндру. В результате - снижение компрессии, прорыв выхлопных газов, падение мощности, при запущенном процессе - заклинивание поршня. Поэтому. Обкатывать этот узел необходимо. Если кольца не очень качественные. Что вряд ли.

Редуктор

Шестерни редуктора практически всеми производителями выпускаются из качественного металла путем нарезания зубьев. Такие шестерни дают при обкатке минимальное количество металлической стружки и выход из строя редуктора вряд ли возможен. Есть, конечно, отклонения. Например, Mercury производит некоторые шестерни используя метод порошковой металлургии. Т.е. шестерни спекаются из металлической крошки. Это быстро и технологично, но поверхность зубьев после спекания не обрабатывается и остается достаточно шероховатой. Поэтому редукторы с такими шестернями дают во время приработки большое количество металлической стружки, которая не сказывается благоприятно на дальнейшую жизнь этого узла. Помереть, может быть, сразу и не помрет, но, пережевывая металлические крупинки, сократит срок своей службы. В принципе, каким бы образом не были выполнены редукторы, сама по себе обкатка или отсутствие таковой практически не сказывается на процессе приработки. Частицы металла, которым суждено стереться с шестерен, сотрутся, все равно за какой срок это произойдет - при меньшей нагрузке позже или при большей нагрузке быстрее.

Главное здесь отношение владельца лодочного мотора. Для облегчения жизни редуктора нужно соблюдать несколько простых правил:

  • Вовремя менять масло. Первый раз сразу после обкатки подвесного мотора, далее два раза в сезон.
  • Использовать при смене масло специально для этого предназначенное. Объем требуемого масла очень мал, экономить тут нет никакого смысла (кроме того, использование специализированных масел, чаще всего, снижает расход топлива - до нескольких процентов).
  • Для некоторых редукторов выпускаются пробки со встроенным магнитом. Если есть такая возможность - используйте их.

Учитывая вышесказанное, предполагаем, что вряд ли с Вашим лодочным мотором случится что-либо, если Вы не выдержите режим обкатки до конца. Но, все же, рекомендуем придерживаться его.

Многие спрашивают - как и зачем обкатывать.

Ответ на вопрос "зачем?" - для того, что бы спать спокойно.

Ответ на вопрос "как?". Используйте только качественное, по возможности рекомендованное производителем масло. Если Вы еще не знаете, чем отличаются масла для подвесных лодочных моторов, поинтересуйтесь.

Придерживайтесь рекомендованного режима обкатки. Примерный режим, в котором можно обкатывать практически все моторы. 2 часа - холостой ход, 2 часа под нагрузкой на малых оборотах, 2 часа на средних оборотах, 2 часа в 3/4 газа, 2 часа периодически на полных оборотах.

После этого обязательно проведите техническое обслуживание подвесного мотора. Смените масло в редукторе. Не помешает проверка компрессии, величины холостых оборотов.

При обкатке в холодное время года с увеличенным содержанием масла в топливе, возможно, потребуется чистка свечей зажигания или их замена. Если Вы обкатываете мотор в холодное время и в инструкции по эксплуатации рекомендовано увеличение содержания масла - установите более горячие свечи зажигания. Например, вместо штатных свечей зажигания NGK B8HS-10 можно использовать B7HS-10 (на период обкатки). Даже если в Вашем моторе установлен термостат, средний температурный режим будет ниже, а масла больше. Установка более горячих свечей предотвратит усиленное нагарообразование.

Ну и, в целом, относитесь к мотору по доброму. После запуска - прогрейте его, во время обкатки не допускайте резкого изменения оборотов и нагрузки, после движения на больших оборотах дайте мотору немного поработать на холостых.

Источник http://www.nordbriz.com/note_opis.php?id=3

 


© 2009 «Навигатор»
все права защищены
Надувные ПВХ лодки Звоните +38 (044)592-22-10